АвтоВАЗ — крупнейший российский автопроизводитель, символ отечественного автопрома и создатель целой эпохи в истории российских автомобилей. Основанный в 1966 году в Тольятти (тогдашний Ставрополь-на-Волге), завод начинал свою деятельность в тесной кооперации с итальянским концерном FIAT. Именно с итальянской «платформы» и началась история всемирно известной «копейки» — ВАЗ-2101. С тех пор прошло более полувека, и под брендами «Жигули», «Лада» и другими именами с конвейеров завода сошли десятки моделей — от легендарных «классических» седанов до современных кроссоверов и электромобилей. Ниже представлен полный обзор всех основных моделей АвтоВАЗа за всю его историю.

Классические модели (1966–2012)

Именно эти автомобили стали первыми в истории ВАЗа и легли в основу восприятия «Жигулей» в народе. Они выпускались десятилетиями с минимальными изменениями и стали символами эпохи.

  • ВАЗ-2101 (1970–1988)

    Первая модель ВАЗа, основанная на итальянской FIAT 124. Надежная, простая в обслуживании, быстро стала массовым автомобилем в СССР. Оснащалась 1,2-литровым двигателем мощностью 64 л.с.

  • ВАЗ-2102 (1971–1986)

    Универсал на базе 2101, один из первых семейных автомобилей СССР.

  • ВАЗ-2103 (1972–1984)

    Более престижная и «богатая» версия 2101, с улучшенной отделкой и приборной панелью. Имела двухфарную переднюю оптику.

  • ВАЗ-2106 (1976–2006)

    Один из самых долгоживущих автомобилей в истории ВАЗа. Стал символом советской роскоши на колесах. Отличался усиленным двигателем (1,6 л).

  • ВАЗ-2105 (1980–2010)

    Упрощенная и модернизированная версия классики. Прямоугольные фары, угловатый дизайн.

  • ВАЗ-2107 (1982–2012)

    Последняя и самая «представительная» модель классического семейства. Отличалась хромированной решёткой, мягкой панелью и улучшенной шумоизоляцией.

  • ВАЗ-2104 (1984–2012)

    Универсал на базе 2105, пользовался спросом у дачников и в такси.

Полный привод: «Нива» и её наследники

  • ВАЗ-2121 «Нива» (1977–1994)

    Первый в мире массовый кроссовер, сочетавший комфортабельный кузов с постоянным полным приводом. Стал хитом не только в СССР, но и за рубежом.

  • ВАЗ-2131 (с 1993)

    Удлинённая версия «Нивы», также известная как 5-дверная «Нива».

  • LADA 4×4 (2006–2020)

    Модернизированная версия «Нивы» под новым брендом. В 2020 модель переименована в LADA Niva Legend.

  • LADA Niva Travel (2020–н.в.)

    Глубоко обновлённая версия Chevrolet Niva, теперь под брендом LADA.

Семейство «Спутник» / Samara (1984–2013)

Первый переднеприводный автомобиль АвтоВАЗа.

  • ВАЗ-2108 (1984–2003)

    Хэтчбек с трехдверным кузовом и передним приводом. Полностью отечественная разработка.

  • ВАЗ-2109 (1987–2004)

    Пятидверная версия «восьмерки». Более практичная и удобная.

  • ВАЗ-21099 (1990–2004)

    Седан на базе 2109. Часто использовался как служебный и таксомоторный автомобиль.

LADA 110, 111, 112 (1995–2009)

Семейство автомобилей с новым кузовом и современным дизайном.

  • LADA 110 (ВАЗ-2110) — седан
  • LADA 111 (ВАЗ-2111) — универсал
  • LADA 112 (ВАЗ-2112) — хэтчбек

Машины отличались инжекторными двигателями, улучшенной аэродинамикой, наличием гидроусилителя руля и даже подушек безопасности на поздних версиях.

LADA Kalina (2004–2018)

Модели нового поколения с улучшенной эргономикой и безопасностью.

  • Kalina 1118 — седан
  • Kalina 1117 — универсал
  • Kalina 1119 — хэтчбек
  • Kalina 2 (2013–2018) — рестайлинг с модернизированным дизайном, мотором и подвеской.

LADA Priora (2007–2018)

Преемница «десятого» семейства, с новым кузовом и улучшенным оснащением.

  • Priora 2170 — седан
  • Priora 2171 — универсал
  • Priora 2172 — хэтчбек

    Также выпускались купе и версия с роботизированной коробкой передач.

LADA Granta (2011–н.в.)

Народный автомобиль нового поколения, пришедший на смену Kalina и Priora.

  • Granta седан (2011–н.в.)
  • Granta лифтбек (2014–н.в.)
  • Granta хэтчбек и универсал (с 2018)
  • Granta Cross — версия с увеличенным клиренсом.

LADA Vesta (2015–н.в.)

Флагман современного ВАЗа. Разработана при участии Renault и дизайн-студии Стива Маттина.

  • Vesta седан
  • Vesta SW (универсал)
  • Vesta SW Cross
  • Vesta CNG — на газомоторном топливе
  • Vesta Sport — спортивная версия
  • Vesta NG (2023) — рестайлинг с полностью новым интерьером и современными технологиями.

LADA XRAY (2016–2022)

Первый кроссовер ВАЗа на платформе Renault. Яркий дизайн, высокий клиренс, но проект закрыт в 2022 году.

  • XRAY
  • XRAY Cross

10. Экспериментальные и малосерийные модели

  • ВАЗ-2120 «Надежда» (1998–2006)

    Первый российский минивэн. Имеет 7 мест и полный привод.

  • LADA El Lada (2012–2016)

    Электрическая версия Kalina, выпущенная ограниченной партией.

  • LADA Revolution, C Concept, LADA Rapan и другие

    Концепт-кары, так и не пошедшие в серию, но показывавшие амбиции и возможности ВАЗа.

11. Современное направление и перспективы (2022–н.в.)

После ухода иностранных партнеров в 2022 году, АвтоВАЗ перешел на полную локализацию моделей и активно развивает платформы Vesta и Granta, а также возрождает LADA Niva как ключевую модель в сегменте SUV.

Ожидаются:

  • новая Niva на платформе CMF-B
  • модернизация всей линейки Granta
  • возможное возвращение концепции Vesta Sportline
  • разработка новых электромобилей к 2025–2026 году

Заключение

История АвтоВАЗа — это более 50 лет развития, реформ, кризисов и достижений. От «Жигулей», которые собирались по лицензии FIAT, до современных LADA Vesta и Granta, компания прошла сложный путь. Несмотря на политические и экономические трудности, АвтоВАЗ остаётся символом отечественного автопрома и уверенно смотрит в будущее, сохраняя верность своей главной идее — производить доступные автомобили для народа.