АвтоВАЗ — крупнейший российский автопроизводитель, символ отечественного автопрома и создатель целой эпохи в истории российских автомобилей. Основанный в 1966 году в Тольятти (тогдашний Ставрополь-на-Волге), завод начинал свою деятельность в тесной кооперации с итальянским концерном FIAT. Именно с итальянской «платформы» и началась история всемирно известной «копейки» — ВАЗ-2101. С тех пор прошло более полувека, и под брендами «Жигули», «Лада» и другими именами с конвейеров завода сошли десятки моделей — от легендарных «классических» седанов до современных кроссоверов и электромобилей. Ниже представлен полный обзор всех основных моделей АвтоВАЗа за всю его историю.
Классические модели (1966–2012)
Именно эти автомобили стали первыми в истории ВАЗа и легли в основу восприятия «Жигулей» в народе. Они выпускались десятилетиями с минимальными изменениями и стали символами эпохи.
- ВАЗ-2101 (1970–1988)
Первая модель ВАЗа, основанная на итальянской FIAT 124. Надежная, простая в обслуживании, быстро стала массовым автомобилем в СССР. Оснащалась 1,2-литровым двигателем мощностью 64 л.с.
- ВАЗ-2102 (1971–1986)
Универсал на базе 2101, один из первых семейных автомобилей СССР.
- ВАЗ-2103 (1972–1984)
Более престижная и «богатая» версия 2101, с улучшенной отделкой и приборной панелью. Имела двухфарную переднюю оптику.
- ВАЗ-2106 (1976–2006)
Один из самых долгоживущих автомобилей в истории ВАЗа. Стал символом советской роскоши на колесах. Отличался усиленным двигателем (1,6 л).
- ВАЗ-2105 (1980–2010)
Упрощенная и модернизированная версия классики. Прямоугольные фары, угловатый дизайн.
- ВАЗ-2107 (1982–2012)
Последняя и самая «представительная» модель классического семейства. Отличалась хромированной решёткой, мягкой панелью и улучшенной шумоизоляцией.
- ВАЗ-2104 (1984–2012)
Универсал на базе 2105, пользовался спросом у дачников и в такси.
Полный привод: «Нива» и её наследники
- ВАЗ-2121 «Нива» (1977–1994)
Первый в мире массовый кроссовер, сочетавший комфортабельный кузов с постоянным полным приводом. Стал хитом не только в СССР, но и за рубежом.
- ВАЗ-2131 (с 1993)
Удлинённая версия «Нивы», также известная как 5-дверная «Нива».
- LADA 4×4 (2006–2020)
Модернизированная версия «Нивы» под новым брендом. В 2020 модель переименована в LADA Niva Legend.
- LADA Niva Travel (2020–н.в.)
Глубоко обновлённая версия Chevrolet Niva, теперь под брендом LADA.
Семейство «Спутник» / Samara (1984–2013)
Первый переднеприводный автомобиль АвтоВАЗа.
- ВАЗ-2108 (1984–2003)
Хэтчбек с трехдверным кузовом и передним приводом. Полностью отечественная разработка.
- ВАЗ-2109 (1987–2004)
Пятидверная версия «восьмерки». Более практичная и удобная.
- ВАЗ-21099 (1990–2004)
Седан на базе 2109. Часто использовался как служебный и таксомоторный автомобиль.
LADA 110, 111, 112 (1995–2009)
Семейство автомобилей с новым кузовом и современным дизайном.
- LADA 110 (ВАЗ-2110) — седан
- LADA 111 (ВАЗ-2111) — универсал
- LADA 112 (ВАЗ-2112) — хэтчбек
Машины отличались инжекторными двигателями, улучшенной аэродинамикой, наличием гидроусилителя руля и даже подушек безопасности на поздних версиях.
LADA Kalina (2004–2018)
Модели нового поколения с улучшенной эргономикой и безопасностью.
- Kalina 1118 — седан
- Kalina 1117 — универсал
- Kalina 1119 — хэтчбек
- Kalina 2 (2013–2018) — рестайлинг с модернизированным дизайном, мотором и подвеской.
LADA Priora (2007–2018)
Преемница «десятого» семейства, с новым кузовом и улучшенным оснащением.
- Priora 2170 — седан
- Priora 2171 — универсал
- Priora 2172 — хэтчбек
Также выпускались купе и версия с роботизированной коробкой передач.
LADA Granta (2011–н.в.)
Народный автомобиль нового поколения, пришедший на смену Kalina и Priora.
- Granta седан (2011–н.в.)
- Granta лифтбек (2014–н.в.)
- Granta хэтчбек и универсал (с 2018)
- Granta Cross — версия с увеличенным клиренсом.
LADA Vesta (2015–н.в.)
Флагман современного ВАЗа. Разработана при участии Renault и дизайн-студии Стива Маттина.
- Vesta седан
- Vesta SW (универсал)
- Vesta SW Cross
- Vesta CNG — на газомоторном топливе
- Vesta Sport — спортивная версия
- Vesta NG (2023) — рестайлинг с полностью новым интерьером и современными технологиями.
LADA XRAY (2016–2022)
Первый кроссовер ВАЗа на платформе Renault. Яркий дизайн, высокий клиренс, но проект закрыт в 2022 году.
- XRAY
- XRAY Cross
10. Экспериментальные и малосерийные модели
- ВАЗ-2120 «Надежда» (1998–2006)
Первый российский минивэн. Имеет 7 мест и полный привод.
- LADA El Lada (2012–2016)
Электрическая версия Kalina, выпущенная ограниченной партией.
- LADA Revolution, C Concept, LADA Rapan и другие
Концепт-кары, так и не пошедшие в серию, но показывавшие амбиции и возможности ВАЗа.
11. Современное направление и перспективы (2022–н.в.)
После ухода иностранных партнеров в 2022 году, АвтоВАЗ перешел на полную локализацию моделей и активно развивает платформы Vesta и Granta, а также возрождает LADA Niva как ключевую модель в сегменте SUV.
Ожидаются:
- новая Niva на платформе CMF-B
- модернизация всей линейки Granta
- возможное возвращение концепции Vesta Sportline
- разработка новых электромобилей к 2025–2026 году
Заключение
История АвтоВАЗа — это более 50 лет развития, реформ, кризисов и достижений. От «Жигулей», которые собирались по лицензии FIAT, до современных LADA Vesta и Granta, компания прошла сложный путь. Несмотря на политические и экономические трудности, АвтоВАЗ остаётся символом отечественного автопрома и уверенно смотрит в будущее, сохраняя верность своей главной идее — производить доступные автомобили для народа.