Вопрос о необходимости прохождения технического осмотра (ТО) в 2021 году вызвал немало споров, особенно на фоне законодательных изменений, обсуждаемых в правительственных кругах и активно обсуждаемых в автомобильном сообществе. Некоторые водители уверены, что ТО больше не нужно, другие боятся штрафов и пытаются разобраться, какие автомобили освобождены от этой процедуры, а какие по-прежнему обязаны проходить проверку технического состояния. В этой статье мы подробно разберем, обязательно ли проходить техосмотр в 2021 году, кому это нужно, кто может избежать процедуры, и как обстоят дела с контролем со стороны ГИБДД.

Краткая справка: что такое техосмотр

Технический осмотр — это процедура проверки технического состояния транспортного средства на соответствие установленным требованиям безопасности. Он проводится в уполномоченных центрах и включает проверку тормозной системы, рулевого управления, светотехники, состояния шин, двигателя, выхлопа и других элементов, влияющих на безопасность эксплуатации автомобиля.

Законодательные изменения с 2021 года: суть реформы

С 1 марта 2021 года в России вступили в силу важные изменения, касающиеся прохождения технического осмотра. Основные нововведения включали:

  • Введение обязательной фотофиксации автомобиля на пункте ТО.
  • Появление электронной диагностической карты (вместо бумажной).
  • Ужесточение правил аккредитации операторов технического осмотра.
  • Увеличение штрафов за отсутствие ТО для определенных категорий транспортных средств.

Однако параллельно с этим были введены послабления, касающиеся ряда водителей, особенно владельцев легковых автомобилей, эксплуатируемых в личных целях.

Обязателен ли ТО в 2021 году для всех?

Прямой ответ — нет, не для всех. Законодательство делает различие между типами транспортных средств, их возрастом и целями использования.

Легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам

Самое важное нововведение, которое касается миллионов автовладельцев, — это отмена обязательного техосмотра для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам, если они не используются в коммерческих целях (например, такси, каршеринг и т.д.). Однако есть важное уточнение:

  • Если автомобилю менее 4 лет — ТО не требуется.
  • Если возраст автомобиля от 4 до 10 лет — ТО нужно проходить раз в два года.
  • Если автомобилю более 10 лет — ТО необходимо ежегодно.

Однако с марта 2021 года вступили изменения, позволяющие не предъявлять диагностическую карту при получении полиса ОСАГО. Это автоматически привело к тому, что многие водители стали игнорировать техосмотр, особенно если у них исправный автомобиль, и они не боятся потенциальной поломки.

Автомобили, используемые в коммерческих целях

Для машин, используемых для перевозки пассажиров и грузов, обязательство проходить ТО осталось в силе:

  • Такси.
  • Автобусы.
  • Грузовики.
  • Транспортные средства юридических лиц.

Для этих категорий техосмотр необходим, и его отсутствие влечет за собой штрафы, а также аннулирование страховки в случае ДТП.

Мотоциклы, прицепы и иные ТС

Мотоциклы и прицепы также подлежат техосмотру, если они старше 4 лет. Однако в реальности контроль за этой категорией транспорта остается формальным и встречается крайне редко.

Штрафы за отсутствие ТО в 2021 году

С 1 марта 2022 года предполагалось введение штрафа в размере 2000 рублей за отсутствие действующей диагностической карты. Однако в 2021 году этот штраф не применялся массово, и его реализация была отложена.

Важный нюанс: штраф не может быть выписан только за отсутствие ТО, если машина не используется для извоза. Однако если у водителя произойдет ДТП, и будет доказано, что автомобиль имел технические неисправности, отсутствие ТО может повлиять на решение суда или страховой компании.

Что изменилось в процессе прохождения ТО

С марта 2021 года введены следующие требования:

  • Обязательная фотофиксация начала и окончания ТО с привязкой к геолокации.
  • Все данные о диагностике передаются в электронную систему ЕАИСТО.
  • Водителю больше не выдается бумажная карта — только электронный документ.
  • Поддельные диагностические карты стали отслеживаться гораздо проще, и штрафы за их использование усилились.

Можно ли купить полис ОСАГО без ТО в 2021 году?

Да, можно — но с ограничениями. С 22 августа 2021 года вступили в силу изменения, согласно которым при оформлении ОСАГО не требуется предъявление диагностической карты, если автомобиль не участвует в коммерческих перевозках. Это означает, что физическое лицо может законно купить ОСАГО без ТО, но при этом вся ответственность за исправность автомобиля лежит на владельце.

Мифы и заблуждения вокруг ТО в 2021 году

  1. «ТО отменили полностью» — это неправда. Он остался обязательным для старых машин и транспорта, задействованного в коммерции.
  2. «ТО нужен только для страховки» — в прошлом это действительно было так, но теперь ОСАГО можно оформить без ТО, однако это не отменяет технические риски.
  3. «На пункте ТО ничего не проверяют, просто платишь» — с введением фотофиксации и цифровой отчетности такие схемы становятся всё сложнее, и многие «лояльные» центры уже закрылись.
  4. «Штрафуют за отсутствие ТО на всех» — нет. Обычных водителей-частников ГИБДД не штрафует, если у них нет действующей диагностической карты.

Последствия отказа от ТО

Игнорирование технического осмотра может показаться безвредным, особенно если машина новая. Однако есть риски:

  • При ДТП страховая компания может отказаться в выплате, если будет доказано, что у автомобиля были неисправности.
  • В случае продажи авто без ТО могут возникнуть сложности с оценкой его технического состояния.
  • При эксплуатации неисправного автомобиля повышается риск аварии и травм.

Итоги: кому в 2021 году всё-таки нужно проходить ТО?

Категория транспорта Обязательно ли ТО в 2021 году
Легковое авто (физическое лицо, до 4 лет) Нет
Легковое авто (4–10 лет) Раз в 2 года
Легковое авто (старше 10 лет) Каждый год
Такси, автобус, каршеринг Да, обязательно
Коммерческие грузовики Да, обязательно
Мотоциклы старше 4 лет Да
Новые мотоциклы (до 4 лет) Нет
Прицепы и полуприцепы старше 4 лет Да

Заключение

2021 год стал поворотным моментом в истории российского технического осмотра. С одной стороны, он стал менее обязательным для простых автовладельцев, с другой — контроль за операторами усилился. Если вы владеете автомобилем, не используете его в коммерции и следите за его техническим состоянием — вы можете спокойно ездить без ТО. Однако полное игнорирование этой процедуры — не лучшая идея: технический осмотр всё же служит важным механизмом предотвращения поломок и аварий.

Помните: автомобиль — это не просто средство передвижения, а источник повышенной опасности. И забота о его техническом состоянии — в первую очередь забота о собственной безопасности.