Вопрос о необходимости прохождения технического осмотра (ТО) в 2021 году вызвал немало споров, особенно на фоне законодательных изменений, обсуждаемых в правительственных кругах и активно обсуждаемых в автомобильном сообществе. Некоторые водители уверены, что ТО больше не нужно, другие боятся штрафов и пытаются разобраться, какие автомобили освобождены от этой процедуры, а какие по-прежнему обязаны проходить проверку технического состояния. В этой статье мы подробно разберем, обязательно ли проходить техосмотр в 2021 году, кому это нужно, кто может избежать процедуры, и как обстоят дела с контролем со стороны ГИБДД.
Краткая справка: что такое техосмотр
Технический осмотр — это процедура проверки технического состояния транспортного средства на соответствие установленным требованиям безопасности. Он проводится в уполномоченных центрах и включает проверку тормозной системы, рулевого управления, светотехники, состояния шин, двигателя, выхлопа и других элементов, влияющих на безопасность эксплуатации автомобиля.
Законодательные изменения с 2021 года: суть реформы
С 1 марта 2021 года в России вступили в силу важные изменения, касающиеся прохождения технического осмотра. Основные нововведения включали:
- Введение обязательной фотофиксации автомобиля на пункте ТО.
- Появление электронной диагностической карты (вместо бумажной).
- Ужесточение правил аккредитации операторов технического осмотра.
- Увеличение штрафов за отсутствие ТО для определенных категорий транспортных средств.
Однако параллельно с этим были введены послабления, касающиеся ряда водителей, особенно владельцев легковых автомобилей, эксплуатируемых в личных целях.
Обязателен ли ТО в 2021 году для всех?
Прямой ответ — нет, не для всех. Законодательство делает различие между типами транспортных средств, их возрастом и целями использования.
Легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам
Самое важное нововведение, которое касается миллионов автовладельцев, — это отмена обязательного техосмотра для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам, если они не используются в коммерческих целях (например, такси, каршеринг и т.д.). Однако есть важное уточнение:
- Если автомобилю менее 4 лет — ТО не требуется.
- Если возраст автомобиля от 4 до 10 лет — ТО нужно проходить раз в два года.
- Если автомобилю более 10 лет — ТО необходимо ежегодно.
Однако с марта 2021 года вступили изменения, позволяющие не предъявлять диагностическую карту при получении полиса ОСАГО. Это автоматически привело к тому, что многие водители стали игнорировать техосмотр, особенно если у них исправный автомобиль, и они не боятся потенциальной поломки.
Автомобили, используемые в коммерческих целях
Для машин, используемых для перевозки пассажиров и грузов, обязательство проходить ТО осталось в силе:
- Такси.
- Автобусы.
- Грузовики.
- Транспортные средства юридических лиц.
Для этих категорий техосмотр необходим, и его отсутствие влечет за собой штрафы, а также аннулирование страховки в случае ДТП.
Мотоциклы, прицепы и иные ТС
Мотоциклы и прицепы также подлежат техосмотру, если они старше 4 лет. Однако в реальности контроль за этой категорией транспорта остается формальным и встречается крайне редко.
Штрафы за отсутствие ТО в 2021 году
С 1 марта 2022 года предполагалось введение штрафа в размере 2000 рублей за отсутствие действующей диагностической карты. Однако в 2021 году этот штраф не применялся массово, и его реализация была отложена.
Важный нюанс: штраф не может быть выписан только за отсутствие ТО, если машина не используется для извоза. Однако если у водителя произойдет ДТП, и будет доказано, что автомобиль имел технические неисправности, отсутствие ТО может повлиять на решение суда или страховой компании.
Что изменилось в процессе прохождения ТО
С марта 2021 года введены следующие требования:
- Обязательная фотофиксация начала и окончания ТО с привязкой к геолокации.
- Все данные о диагностике передаются в электронную систему ЕАИСТО.
- Водителю больше не выдается бумажная карта — только электронный документ.
- Поддельные диагностические карты стали отслеживаться гораздо проще, и штрафы за их использование усилились.
Можно ли купить полис ОСАГО без ТО в 2021 году?
Да, можно — но с ограничениями. С 22 августа 2021 года вступили в силу изменения, согласно которым при оформлении ОСАГО не требуется предъявление диагностической карты, если автомобиль не участвует в коммерческих перевозках. Это означает, что физическое лицо может законно купить ОСАГО без ТО, но при этом вся ответственность за исправность автомобиля лежит на владельце.
Мифы и заблуждения вокруг ТО в 2021 году
- «ТО отменили полностью» — это неправда. Он остался обязательным для старых машин и транспорта, задействованного в коммерции.
- «ТО нужен только для страховки» — в прошлом это действительно было так, но теперь ОСАГО можно оформить без ТО, однако это не отменяет технические риски.
- «На пункте ТО ничего не проверяют, просто платишь» — с введением фотофиксации и цифровой отчетности такие схемы становятся всё сложнее, и многие «лояльные» центры уже закрылись.
- «Штрафуют за отсутствие ТО на всех» — нет. Обычных водителей-частников ГИБДД не штрафует, если у них нет действующей диагностической карты.
Последствия отказа от ТО
Игнорирование технического осмотра может показаться безвредным, особенно если машина новая. Однако есть риски:
- При ДТП страховая компания может отказаться в выплате, если будет доказано, что у автомобиля были неисправности.
- В случае продажи авто без ТО могут возникнуть сложности с оценкой его технического состояния.
- При эксплуатации неисправного автомобиля повышается риск аварии и травм.
Итоги: кому в 2021 году всё-таки нужно проходить ТО?
Категория транспорта | Обязательно ли ТО в 2021 году |
---|---|
Легковое авто (физическое лицо, до 4 лет) | Нет |
Легковое авто (4–10 лет) | Раз в 2 года |
Легковое авто (старше 10 лет) | Каждый год |
Такси, автобус, каршеринг | Да, обязательно |
Коммерческие грузовики | Да, обязательно |
Мотоциклы старше 4 лет | Да |
Новые мотоциклы (до 4 лет) | Нет |
Прицепы и полуприцепы старше 4 лет | Да |
Заключение
2021 год стал поворотным моментом в истории российского технического осмотра. С одной стороны, он стал менее обязательным для простых автовладельцев, с другой — контроль за операторами усилился. Если вы владеете автомобилем, не используете его в коммерции и следите за его техническим состоянием — вы можете спокойно ездить без ТО. Однако полное игнорирование этой процедуры — не лучшая идея: технический осмотр всё же служит важным механизмом предотвращения поломок и аварий.
Помните: автомобиль — это не просто средство передвижения, а источник повышенной опасности. И забота о его техническом состоянии — в первую очередь забота о собственной безопасности.