Автомобиль ВАЗ-2121 «Нива», впервые представленный в 1977 году, стал настоящей легендой советского и российского автопрома. Одной из ключевых особенностей этой модели, отличающей её от большинства легковых автомобилей своего времени, является постоянный полный привод. Вопрос о том, как крутятся колёса на «Ниве», интересен не только новичкам, впервые столкнувшимся с этим автомобилем, но и опытным водителям, желающим углубить понимание работы трансмиссии и её особенностей в различных условиях. В этой статье мы детально разберём устройство привода «Нивы», принципы распределения крутящего момента, работу блокировок и межосевого дифференциала, а также поговорим о повадках автомобиля на разных типах покрытия.

Общая конструкция трансмиссии «Нивы»

В основе трансмиссии «Нивы» лежит классическая полноприводная схема с постоянным подключением всех четырёх колёс. Это означает, что крутящий момент от двигателя через коробку передач и раздаточную коробку распределяется на оба моста – передний и задний – одновременно, без возможности полного отключения одного из них.

Основные компоненты трансмиссии:

  • Сцепление (однодисковое, сухое): передаёт крутящий момент от двигателя на коробку передач.
  • Коробка передач (МКПП): пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах.
  • Раздаточная коробка: двухступенчатая, с межосевым дифференциалом и его блокировкой.
  • Карданные валы: передают вращение от раздатки к переднему и заднему мостам.
  • Главные пары мостов с дифференциалами: передают вращение на полуоси и далее – к колёсам.

Постоянный полный привод: что это значит

В отличие от большинства современных кроссоверов и внедорожников, использующих систему подключаемого полного привода (part-time или автоматические муфты), «Нива» имеет постоянный полный привод. Это значит, что все четыре колеса всегда задействованы в движении автомобиля, независимо от условий.

Такое решение обеспечивает:

  • Лучшее сцепление с дорогой на скользком покрытии.
  • Более равномерную нагрузку на трансмиссионные элементы.
  • Улучшенную проходимость.

Однако при этом возникает необходимость компенсировать разницу в скорости вращения передних и задних колёс при движении по асфальту — именно для этого служит межосевой дифференциал.

Роль межосевого дифференциала

Межосевой дифференциал – это устройство, позволяющее переднему и заднему мостам вращаться с разной скоростью. Это особенно важно при поворотах, когда колёса на разных осях проходят путь разной длины. Без такого механизма трансмиссия испытывала бы напряжение и износ, а на управляемость влияли бы блокировки.

На «Ниве» межосевой дифференциал встроен в раздаточную коробку и может быть жёстко заблокирован водителем. Это актуально в условиях бездорожья, когда одно из ведущих колёс начинает пробуксовывать, и требуется принудительное выравнивание крутящего момента между осями.

Как распределяется крутящий момент

В стандартном режиме работы при незаблокированном межосевом дифференциале, крутящий момент распределяется равномерно — 50% на переднюю ось и 50% на заднюю. Если одно колесо теряет сцепление (например, в песке или на льду), дифференциал начинает передавать большую часть момента на «пустое» колесо — что снижает проходимость. Именно поэтому на бездорожье включают блокировку.

При включенной блокировке межосевого дифференциала, вращение колёс передаётся синхронно: передний и задний мосты вращаются с одинаковой скоростью. Это увеличивает проходимость, но запрещено для использования на твёрдом сухом покрытии, поскольку может привести к поломке трансмиссии из-за напряжения между мостами.

Принцип вращения колёс в разных ситуациях

Повороты на твёрдом покрытии

Когда автомобиль поворачивает, внешние колёса проходят путь длиннее, чем внутренние, а передние – быстрее, чем задние. Дифференциалы в мостах и межосевой дифференциал позволяют всем колёсам вращаться с нужной скоростью. На асфальте блокировка недопустима: она создаст напряжение, колёса начнут «креститься» (скакать), будет износ шин и деталей.

Движение по льду, снегу, грязи

На скользком покрытии одно из колёс (или целая ось) может начать пробуксовывать. Межосевой дифференциал будет передавать вращение туда, где наименьшее сопротивление — что снижает эффективность. В этом случае включение блокировки позволяет двигателю крутить обе оси синхронно, улучшая тягу.

Полное вывешивание колеса

Если, к примеру, правое переднее колесо полностью оторвалось от земли, без блокировки всё вращение уйдёт именно в это колесо, а автомобиль останется стоять. Включение блокировки обеспечит передачу вращения и на оставшиеся три колеса, и автомобиль сможет выехать.

Влияние дифференциалов мостов

Кроме межосевого, в каждом мосту «Нивы» имеется обычный открытый дифференциал, распределяющий момент между колёсами левой и правой сторон. Его задача — позволить колёсам вращаться с разной скоростью при поворотах. Однако, как и межосевой, он может «предать» проходимость: в случае пробуксовки одного из колёс всё усилие уйдёт именно в него.

На более поздних версиях и тюнингованных Нивах можно встретить:

  • Самоблокирующиеся дифференциалы (типа «винтовой», «торсен»).
  • Блокировки дифференциалов мостов — ручные или автоматические.

Это значительно повышает внедорожный потенциал автомобиля.

Карданные валы и их роль

Карданные валы – это вал-шарнирный механизм, соединяющий раздатку с передним и задним мостом. Именно по ним передаётся вращение. Особенности:

  • У «Нивы» два кардана — передний и задний.
  • В каждом кардане установлены шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы).
  • При вращении кардана происходит передача момента с возможностью углового смещения (например, при крене кузова или работе подвески).

Кардан работает в постоянной нагрузке, и его балансировка, исправность крестовин и шлицевых соединений критичны для комфорта и безопасности.

Принцип действия раздаточной коробки

Раздаточная коробка на «Ниве» включает в себя:

  • Две передачи – пониженная (2,135) и повышенная (1,0).
  • Межосевой дифференциал с блокировкой.

Режимы:

  • Повышенная передача, блокировка выключена — обычная езда.
  • Пониженная передача, блокировка выключена — движение на бездорожье.
  • Пониженная или повышенная передача, блокировка включена — тяжёлые условия, буксование.

Влияние шин на вращение колёс

Шины оказывают значительное влияние на то, как крутятся колёса на «Ниве». Различия в размере, давлении или рисунке протектора могут:

  • Ухудшить работу дифференциалов.
  • Создавать ложные пробуксовки.
  • Вызывать перегрузки трансмиссии.

Важно использовать одинаковые шины на всех колёсах, особенно при включённой блокировке.

10. Повадки автомобиля при различных условиях

На асфальте:

  • Управление стабильное.
  • Возможен «эффект тяжёлого руля» при резком повороте.
  • Не рекомендуется включать блокировку.

На гравийке или мокрой траве:

  • Легко стартует.
  • Иногда полезно кратковременно активировать блокировку для прохождения препятствий.

На бездорожье:

  • Блокировка обязательна.
  • Пониженная передача помогает двигаться на малой скорости с большим усилием.

В глубоком снегу или грязи:

  • Оптимальный вариант – заблокированный межосевой дифференциал, пониженная передача, сниженное давление в шинах.

Заключение

Система полного привода на «Ниве» – это техническое решение, которое и по сей день заслуживает уважения. Простая, надёжная и ремонтопригодная, она обеспечивает уверенное движение по самым разным дорогам и бездорожью. Понимание того, как именно крутятся колёса на «Ниве», что происходит внутри трансмиссии при различных манёврах и как правильно использовать блокировки и понижающую передачу, позволяет не только лучше управлять автомобилем, но и продлить срок его службы, избежать поломок и раскрыть потенциал этого легендарного внедорожника на все 100%.